Руководитель проекта по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра Алевтина Кириллова рассказала Spuntiknews о выгодах для Узбекистана и всего региона Центральной Азии от строительства Международного центра торгово-экономического сотрудничества.
В Казахстане на границе с Узбекистаном построят аналог Хоргоса.
Международный центр торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия» (МЦТЭС) будет возведен в районе пропускных пунктов «Жибек Жолы» и «Гишт Куприк».
Сроки его запуска определят после завершения подготовительного этапа.
Пограничный пункт пропуска, в районе которого планируют возвести центр, — самый популярный между Узбекистаном и Казахстаном.
«Кроме того, это — одна из ключевых точек, которые связывают Узбекистан с Россией (в том числе обеспечивает республике выход к российским морским портам), ЕАЭС и странам Европы», – отметила руководитель проекта по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтина Кириллова.
По ее словам, данный проект можно рассматривать, как один из ключевых инструментов для реализации импортных поставок узбекских товаров в РФ, страны Европы, и как транзитный пункт, через который будут проходить грузы (к примеру, из Китая, опять же, в Европу и обратно).
«Я вижу здесь серьезный транспортно-логистический потенциал, запуск этого нового торгового проекта и строительство данного центра на границе Узбекистана и Казахстана, в состав которого войдет транспортно-логистический центр, представляется весьма перспективным. С данной точки зрения, проект может стать реальным «сухим портом» для движения товаров из Азии в Европу и в обратном направлении», — подчеркнула Кириллова.
Отдельно эксперт остановилась на плюсах от данного проекта для бизнеса, который занимается внешней торговлей и управляет всеми торговыми потоками.
«Это могут быть как российские, китайские, казахстанские, так и узбекистанские компании. Если это будет еще при поддержке узбекистанских властей, то будет совершенно другой стимул для развития. То есть, если в концепцию этого терминала вкладывать не только транспортно-железнодорожно-автомобильный хаб (с какими-то таможенными льготами и возможностью быстрой доставки товаров по глобальным направлениям из Азии в Европу), а еще и предусмотреть в этом едином комплексе, например, кластерные зоны промышленных предприятий, то тогда он приобретет совершенно другой ракурс в экономическом развитии», — добавила Кириллова.
По ее мнению, можно было бы также подумать о том, чтобы придать данному проекту статус свободной экономической зоны и ввести там ряд налоговых привилегий и таможенных льгот.
Тогда это будет стимулировать присоединение Узбекистана к возможностям ЕАЭС, считает Кириллова. Это, в свою очередь, активизирует внешнюю торговлю республики и с Россией, и другими странами-членами ЕАЭС, и государствами Европы и Азии.
Полный комментарий эксперта слушайте в радиоподкасте >>.