Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Продовольствие ждут на востоке

Опубликовано 20.03.2020

В интервью газете «Гудок» 19 марта 2020 года 

Алевтина Кириллова, руководитель проектов по развитию экспортной логистики

Российского экспортного центра (РЭЦ) рассказала,

какие перспективы у отечественной экспортной логистики

в условиях пандемии и экономической неопределённости. 

К 2024 году РЭЦ совместно с ОАО «РЖД» и логистическими операторами планирует организовать более 15 новых направлений перевозок продукции агропромышленного комплекса (АПК) за рубеж. Корректируются ли экспортные программы РЭЦ в связи с пандемией коронавируса?

По состоянию на сегодняшний день корректировок никаких нет. Коронавирус возник относительно недавно, и мы ещё не подошли к оценке необходимости проведения каких-либо корректировок. Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Китай сейчас практически вышел из роста эпидемии и начинает работать, но в больших рисках находится Европа, куда также направлялись определённые экспортные грузопотоки, но сейчас это несколько ограничено.

    В целом, по нашим прогнозным расчётам, к 2024 году предполагалось организовать движение более 1000 новых экспортных агропоездов, в числе которых более 600 поездов с зерновыми, порядка 200 поездов – с масложировой продукцией и маслосеменами, более 50 – с готовым продовольствием и до 150 поездов со скоропортящейся продукцией. Эти расчёты, вероятно, будут корректироваться в связи с пандемией коронавируса, но пока непонятно, насколько. Будем наблюдать, в будущем станет понятно, какие корректировки прогнозов и экспортных программ необходимы.

Что уже сделано и что ещё предстоит сделать для развития экспортной логистики?

Исполняя поручение Правительства РФ, мы совместно с ФКУ «Ространсмодернизация» (подведомственное предприятие Министерства транспорта РФ) смоделировали 18 экспортно-ориентированных транспортных коридоров, по которым прогнозируется наибольший объём грузопотоков несырьевого неэнергетического экспорта. Сейчас, отталкиваясь от этих проработанных коридоров, мы организуем новые экспортные маршруты для контейнерных агроэкспрессов, которые повезут зерновые и масличные грузы, продукцию мясомолочной промышленности, кондитерскую продукцию, соки и воды и другие товары.

    В конце прошлого года из Ворсино отправился полносоставный экспортный контейнерный агропоезд с мукой в Китай. Планировалось начало курсирования рефрижераторных контейнерных агропоездов из Селятино в Китай, но в связи с пандемией коронавируса эта инициатива пока находится в подготовке к отправке пилотной партии, ждём подтверждения от китайских коллег о готовности приёмки.

    В феврале этого года Главное таможенное управление Китая прислало в Россельхознадзор уведомление о разрешении импорта российской курицы железнодорожным транспортом через сухопутные погранпереходы, но пока только через казахстанско-китайскую границу – погранпереходы Достык и Хоргос. Сейчас мы с нашими основными экспортёрами ведём подготовку пилотной партии курицы, которую отправим по железной дороге в Китай через Казахстан. По пути следования в режиме ежедневного мониторинга будем отслеживать состояние груза, температурный режим, скорость прохода границ, сроки прохождения контрольных ветеринарных процедур, а также увидим все нюансы, которые могут быть в этой технологической цепочке, в том числе тарифные и логистические, для дальнейшей отработки всей международной цепи поставок и подготовки к отгрузке полносоставных контейнерных «холодных» агроэкспрессов.

    Также в 2019 году мы совместно с логистическим оператором «Европак» организовали шесть новых маршрутов контейнерных поездов с растительными маслами во флекситанках, которые отправляются на экспорт из Сибирского, Центрального, Приволжского, Уральского федеральных округов через порт Находка и по морю следуют до Шанхая. Поезда по этим маршрутам уже регулярно курсируют, чем решается одна из приоритетных задач данного совместного проекта, направленного на развитие экспортного потенциала агропромышленных грузов в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Мы рассчитываем, что в этом году нам удастся выйти на регулярные поставки растительных масел во флекситанках на экспорт с отправкой не менее двух поездов в неделю.

Какие направления при организации новых экспортных маршрутов являются приоритетными?

В федеральном проекте «Экспорт продукции АПК» поставлена задача к концу 2024 года увеличить экспорт до $45 млрд в год. Решая эту задачу, мы прорабатываем новые комплексные логистические сервисы и экспортные коридоры. Подавляющее большинство новых экспортных маршрутов будут иметь направление на Китай и Юго-Восточную Азию.
Также в проработке находятся маршруты направлением на Ближний Восток и Центральную Азию, куда через порты Чёрного и Каспийского морей, а также наземным транспортом направляется зерновая и масличная продукция, халяльная мясная продукция и товары молочной и кондитерской отраслей. Поставки в данный регион планируется расширять. Сейчас крупнейшие экспортёры при нашем участии ведут переговоры с рядом ближневосточных компаний. Также у нас создана специальная промышленная зона в Египте, куда могут заходить наши экспортёры и логисты для формирования там мультимодальных складов для консолидации и дальнейшего распределения поставок экспортных грузов.

    Ведут работу наши крупнейшие экспортёры, например, «Мираторг», «Черкизово» и ГАП «Ресурс», по увеличению своих промышленных производств мясной и птицеводческой продукции и расширению поставок в страны Центральной Азии и СНГ, в том числе в Узбекистан и Таджикистан.

 Беседовал Вадим Павлов 

© 2016 Сайт agkirillova.ru создан Дизайн лабораторией DLPRO.RU