В рамках проекта «Евразийский агроэкспресс» рост экспорта агропромышленной продукции, по итогам 2023 г., составил более 6% к показателям прошлого года.
- С чего начинался проект «Евразийский агроэкспресс»?
- Какова основная функция и преимущество проекта?
- На какую номенклатуру грузов рассчитан «Евразийский агроэкспресс»?
- Какие страны сегодня уже вовлечены в проект и что предпринимается для его развития?
- Что препятствует развитию «Евразийского агроэкспресса» и какие факторы позитивно влияют на развитие сервиса?
Об этом – в большом интервью генерального директора АНО «Евразийская Агрологистика» Алевтины Кирилловой газете «Гудок».
Рост экспортных поставок различной продукции агропрома, перевезенной в рамках проекта «Евразийский Агроэкспресс» по итогам 2023 года, составил более 6 % к показателям прошлого года. О развитии проекта и планах на будущее «Гудку» рассказала генеральный директор уполномоченной дирекции-координатора проекта АНО «Евразийская Агрологистика», доктор технических наук Алевтина Кириллова.
С чего начинался проект «Евразийский Агроэкспресс»?
Все началось в 2019 году, с доставки первого агропоезда в Китай по мультимодальным маршрутам через сухопутные погранпереходы. В феврале 2022 года проект «Агроэкспресс» был поддержан Евразийским межправительственным советом и принял интеграционный статус.
Какова основная функция проекта?
«Евразийский Агроэкспресс» призван увеличивать объёмы поставок экспорта агропродукции стран ЕАЭС в третьи страны, взаимных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также обеспечивать продовольственную безопасность стран-участниц ЕАЭС. В рамках проекта предполагается создание всей необходимой агрологистической инфраструктуры на маршрутах доставки продовольствия – консолидационных центров и агрохабов, имеющих весь необходимый функционал для консолидации сельскохозяйственных грузов и осуществления импортно-экспортных операций.
Сейчас маршруты «Евразийского Агроэкспресса» работают в регулярном формате в направлении Китая и стран Юго-Восточной Азии, идёт раскатка по восточной ветке МТК Север-Юг. Проект находится в постоянном развитии и масштабируется на новые регионы.
В чём преимущество этого проекта?
Регулярность перевозок ускоренными контейнерными поездами позволяет формировать конкурентоспособные в отношении морского фрахта тарифы и сокращать сроки доставки - благодаря ускоренному проследованию агропоездов через границы и упрощенному механизму контрольных процедур и быстрой оборачиваемости вагонов и контейнеров.
Уникальность и эффективность проекта – это рациональное сочетание настроенного под задачи агрологистики транспорта и правильной выстроенной сети агропромышленных производств на пространстве стран ЕАЭС и сопредельных стран.
На какую номенклатуру грузов рассчитан «Евразийский Агроэкспресс»?
Это широкий спектр сельскохозяйственной и плодоовощной продукции, разного вида мяса, молочной и масложировой продукции. Наблюдается кратный рост экспортных поставок зернобобовой и масличной продукции, а также шротов, жмыхов и кормов.
В сентябре прошлого года Главное таможенное управление КНР отменило ограничения на экспорт свинины из России, и мы рассчитываем нарастить объёмы поставок мясной продукции в Китай в 2024 году. Введенный в эксплуатацию парк современных автономных рефрижераторных контейнеров более 500 единиц используется в проекте для доставки скоропортящихся грузов, требующих поддержания температурного режима на всем пути следования.
Какие страны сегодня уже вовлечены в проект и что предпринимается для его развития?
К 2030 году в планах проекта нарастить объёмы ускоренных перевозок агропромышленной продукции до 1 млн тонн в год при полной сохранности качества доставляемого товара и обеспечении продовольственной безопасности России и стран ЕАЭС.
Интерес к участию в проекте высказывают многие страны Центральной и Юго-Восточной Азии, а также страны, тяготеющие к МТК Север-Юг. Безусловно, мы будет расширяться, привлекая новых участников.
Сейчас все страны-участницы ЕАЭС, с которыми у России есть прямое железнодорожное сообщение, в той или иной степени вовлечены в проект. К проекту присоединились Узбекистан, Таджикистан и Туркмения.
В начале 2023 года главы правительств-стран ЕАЭС поддержали предложение ЕЭК по включению в совместный интеграционный проект «Евразийский Агроэкспресс» перевозок, осуществляемых по МТК Север – Юг в направлении Туркменистана, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии. Объёмы агропродукции, следующие по новому логистическому каналу планируется увеличить до 150 – 200 тыс. тонн к 2025 году и до 600 тыс. тонн к 2030 году.
Кроме того, в конце прошлого года в рамках Высшего Евразийского Совета подписано соглашение о свободной торговле между странами ЕАЭС и Ираном, которое после ратификации странами-участницами, позволит снять торговые пошлины и существенно повлиять на рост торговли Ирана со странами ЕАЭС.
По восточной ветке МТК Север - Юг регулярно отправляются контейнерные поезда с железнодорожных терминалов Селятино и Чехов, курсируют поезда из Уральского региона. Пилотные перевозки продовольствия в рефконтейнерах по восточной ветке маршрута уже осуществлены в 2023 году.
Участием в проекте заинтересовалась и Турция. Она обладает необходимыми мощностями и может стать полноценным транзитным хабом по поставке продукции АПК в ОАЭ и другие страны Ближнего Востока и Африки. Уже в начале 2024 года дирекция проекта подписала с турецкими логистическими и торговыми компаниями соглашение о сотрудничестве и взаимодействии при перевозках продовольственных грузов.
Проведены пилотные поставки вьетнамских грузов транзитом через Китай, ведутся переговоры о поставках экспортных объемов продовольственных товаров и фармацевтической продукции.
Летом 2023 года открыт ещё один коридор – Северный морской путь. Контейнерный маршрут запущен совместно с китайскими партнёрами – компанией NewNew Shipping Line. Транзитное время между северными портами России и Китаем составит 25 суток.
Кроме того, мы проработали форматы поставок с Малайзией и Индонезией. Проведены рабочие переговоры с участием послов и торговых представителей для определения перспективной грузовой базы. Это морепродукты, фармпродукция, косметическая продукция, пальмовое масло. Планируемые объёмы могут составить до 35-40 тыс. тонн в месяц.
Как вам удаётся наладить такое масштабное взаимодействие со странами-партнёрами?
Работа над проектом ведется совместно всеми участниками проекта – логистическими и торговыми компаниями при координации уполномоченной дирекции проекта – АНО «Евразийская Агрологистика», при активном участии оператора АО «РЖД Логистика».
Кроме того, большую роль здесь играет Евразийская экономическая комиссия и созданная рабочая группа по содействию в реализации проекта, в состав которой входят представители государственных органов и бизнес-компаний стран ЕАЭС.
В феврале 2022 года Евразийский Экономический Совет издал распоряжение о поддержке совместного проекта членов ЕАЭС по осуществлению ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок и взаимных поставок продукции АПК, а также экспортных поставок в азиатском и европейском направлениях, в рамках которого мы работаем.
А ровно через год ещё одним распоряжением Совета проект масштабирован на маршруты МТК Север-Юг, включая направления на Туркменистан, Иран, ОАЭ и Индию.
Дирекция проекта принимает участие в рабочей группе ЕЭК, где регулярно докладывает о ходе реализации проекта. Также вносятся предложения по устранению препятствий на маршрутах доступа к целевым рынкам сбыта - в первую очередь на маршрутах в Китай, по развитию новых маршрутов во Вьетнам, Индонезию и Малайзию, с участием Российской Торговой Компании в Китае и институтов развития, в том числе Российского экспортного центра.
Что препятствует развитию «Евразийского Агроэкспресса»?
- В апреле 2023 года со стороны КНР сняты антиковидные ограничения допуска экспортируемых из стран ЕАЭС агропромышленных грузов ряда номенклатур на территорию КНР.
Вместе с тем ряд сухопутных погранпереходов со стороны КНР продолжает оставаться закрытыми на пропуск мяса курицы и говядины, и мы совместно с ЕЭК ведём переговоры с китайской стороной о минимизации данных барьеров. Но это не главное.
Основной проблемой дальнейшего развития проекта и наращивания грузовой базы остаётся отсутствие в России и странах ЕАЭС современной агрологистической инфраструктуры. Не хватает консолидационных складов агропродукции, агрохабов и агрокластеров, в которых возможно было бы консолидировать продукцию малых и средних предприятий для масштабной отправки на экспорт, для приёма и распределения встречного импорта продовольственных товаров.
Как вы намерены решать этот вопрос?
Дирекцией проекта в прошлом году определены механизмы и согласованы рабочие инструменты проектирования и строительства агрокластеров и хабов с функционалом транспортно-логистического центра (ТЛЦ – Ред.) или сухого порта в регионах России и стран ЕАЭС.
Например, мы приступили к проектированию оптово-распределительного центра (ОРЦ) с функционалом ТЛЦ в Уфе (Башкортостан). Также подписан ряд соглашений с регионами стран ЕАЭС о присоединении к проекту в части формирования инфраструктурных агрологистических объектов. Сейчас проводятся маркетинговые исследования и определение грузовой базы для включения в проект новых маршрутов.
В Узбекистане идёт обсуждение возможных точек консолидации и тарифных условий для реализации проекта «Агроэкспресс».
В конце 2023 года в Джизакской области Узбекистана открыта первая очередь узбекско-российского предприятия — агрологистический комплекс «BMB-NRC Agrologistics». Планируется, что в этом году он будет полностью задействован в организации отправок ускоренных железнодорожных поездов и мультимодальных перевозок сельхозпродукции и продовольствия «Евразийский Агроэкспресс».
Российское предприятие АО «Славтранс-сервис» совместно с «BMB-NRC Agrologistics» изучают возможности по созданию транспортного коридора для экспортно ориентированной продукции агрохолдингов Московской области и импорта из Узбекистана. Этот маршрут имеет все шансы стать полноценно закольцованным и транспортировать из России замороженную мясную продукцию, кондитерские изделия, масложировую и молочную продукцию, из Узбекистана – свежие фрукты и овощи, сухофрукты и орехи.
Какие ещё факторы влияют на развитие сервиса?
Транспортировка основных номенклатур продовольствия требует поддержания заданных температурных условий на всём пути следования, хранения и распределения. Уязвимость в программном обеспечении в данной сфере не допустимы. От скорости перехода на отечественный софт в данной области напрямую зависит продовольственная безопасность. Эта задача входит в масштабный проект «Цифровой Евразийский Агроэкспресс» по созданию Единой платформы евразийской агрологистики, которая призвана облегчить товаропроизводителям процесс внешней торговли и логистики.
Можно немного подробнее об этом?
Цифровая экосистема «Евразийского Агроэкспресса» будет представлять собой универсальный информационный сервис взаимодействия производителей, транспортных компаний и объектов инфраструктуры, который будет содержать ещё и биржевые механизмы реализации агропромышленных товаров, сертификацию системы менеджмента безопасности цепей поставок.
Платформа позволит увеличить спектр услуг и сервисов для пользователей из стран ЕАЭС, с которыми сегодня отсутствуют единые стандарты обмена цифровыми данными.
В дальнейшем эти кейсы, при поэтапной реализации, будут способствовать снижению транзакционных издержек, помогать выходить на доступные финансовые контракты в национальных валютах, что становится особенно актуальным в свете отключения от системы Swift (система по совершению транзакции между счетами иностранными банками – Ред.) ряда российских банков.
В сентябре прошлого года на полях ВЭФ между дирекцией АНО «Евразийская Агрологистика» и АО «ГЛОНАСС» подписано соглашение о стратегическом партнёрстве. Наше сотрудничество направлено на проведение совместных пилотных проектов по перевозке крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров на одном из направлений «Евразийского Агроэкспресса» с использованием опыта и технологий российского сервиса «Мониторинг ЭРА», созданного на основе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС».
В дальнейшем проект предполагает реализацию непрерывной холодовой цепи на всех логистических этапах «Евразийского Агроэкспресса». Это, безусловно, будет способствовать продовольственной безопасности государств-членов ЕАЭС, импортонезависимости ИТ-продуктов и экономической эффективности ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции.
Сотрудничество с АО «ГЛОНАСС» качественно усилит сохранность скоропортящихся продовольственных грузов в процессе доставки и обеспечит автоматизированный контроль, который позволит минимизировать количество досмотров грузов и существенно сэкономит время доставки товаров до потребителя.
Беседовал Сергей Волков
https://gudok.ru/newspaper/?ID=1657698&archive=2024.02.13
СПРАВКА
Экспорт российского продовольствия в 2023 году, несмотря на санкционные ограничения, имел стабильную тенденцию к росту. По итогам года он составил более $ 45 млрд. По данным Минсельхоза, это на $3,3 млрд больше, чем годом ранее. В настоящее время 87% экспорта продукции российского АПК приходится на дружественные страны. В частности, экспорт в Китай в этом году увеличился на 58 %, в Египет – на 19 %, в Индию – на 56 %. Всего РФ поставляет продукцию АПК в 150 стран мира.