12 августа 2022 года на площадке Информационного Агентства ТАСС состоялась совместная пресс-конференция Постоянного представителя РФ при Организации исламского сотрудничества Рамазана Абдулатипова и Генерального директора АНО «Евразийская Агрологистика» Алевтины Кирилловой на тему «Россия и страны Востока и Азии: новые перспективы сотрудничества». Пресс-конференция была посвящена актуальным вопросам взаимодействия России со странами Востока и Азии, международным инициативам, перспективам формирования транспортных и торговых потоков на пути Индия - Иран - Азербайджан - Россия, интеграционной роли МТК «Север-Юг» в развитии сотрудничества России с исламскими странами, развитию логистических проектов с участием стран Каспийского региона.
Генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика» Алевтина Кириллова рассказала о масштабировании проекта «Евразийский Агроэкспресс» на международный транспортный коридор «Север-Юг», о роли стран Каспийского региона на бизнес-процессы, логистику и развития транспортных путей.
Взаимодействие со странами Востока и Азии приобрело сейчас новую актуальность. Развитие экономики невозможно без развития логистики, а логистика – это одна из ключевых составляющих в стоимости издержек товаров, определяющая их конкурентоспособность на мировых рынках. Безусловно, снижение логистических затрат влияет на конкурентоспособность нашей российской продукции.
В части развития логистических сервисов в Российской Федерации действуют сейчас инструменты поддержки, инициированные Правительством и Российским экспортным центром
В силу существующих внешних ограничений, обусловленных политической обстановкой, идёт активная работа по выстраиванию новых логистический цепочек и развитию коридора «Север-Юг».
Активно развиваются все три маршрута коридора: Западный – с участием России, Азербайджана, Ирана, с дальнейшим выходом на Индию; Восточный – с участием России, Казахстана, Туркменистана, Ирана, и далее – на Индию и страны Ближнего Востока; Транскаспийский – через Каспийское море из России на Иран и далее.
В рамках исследований по переориентации грузопотоков, проведённых Евразийским банком развития совместно с Автономной некоммерческой организацией «Евразийская Агрологистика», объём грузовой базы, которая возможна к привлечению на МТК «Север-Юг» в ближайшей перспективе, составляет 9-13 млн тонн, и до 600 тыс. ДФЭ в перспективе на 2030 год. Это – агропромышленная продукция, сельскохозяйственная, продовольственная, и промышленная разных номенклатур.
Автономная некоммерческая организация «Евразийская Агрологистика» является управляющей дирекцией проекта «Евразийский Агроэкспресс». Этот интеграционный проект стран Евразийского Союза направлен на организацию ускоренных контейнерных маршрутных поездов в страны Юго-Восточной Азии, Центральной Азии, Ближнего Востока и Каспийского региона.
Проект поддержан Распоряжением Евразийского Межправительственного Совета от 25 февраля 2022 года, и масштабируется сейчас на страны Каспийского региона и Ближнего Востока, включая Исламскую Республику Иран как потребителя, так и как производителя агропромышленной продукции, а также как страны-транзитёра для стран, в которые следуют эти грузы, либо поставляются из этих стран в Россию и страны Евразийского Союза.
Управляющая дирекция АНО «Евразийская Агрологистика», в рамках этой исследовательской работы, проводит проектирование терминалов и агрохабов на маршрутах агроэкспрессов, чтобы консолидировать продукцию и формировать ускоренные контейнерные поезда с участием ключевых логистических операторов России и стран ЕАЭС.
Этот бизнес-проект поддержан как владельцами терминалов, так и операторами перевозок.
В частности, по Западному маршруту в 2021 году были запущены пилотные поезда в Индию.
В июне текущего года первый ускоренный контейнерный маршрутный поезд, погруженный на станции Чехов Московской железной дороги прошёл из России прошёл транзитом через Казахстан, Туркмению, Иран в индийский порт Нава-Шева (Мумбай).
Ключевым преимуществом МТК «Север-Юг» являются сроки доставки, – они значительно короче, чем доставки морскими видами транспорта. Даже при участии большого количества стран-транзитёров сроки доставки не превышают 35 дней, а это – существенное снижение транспортных издержек и оборачиваемости контейнеров.
Существенным фактором улучшения сервисов являются вопросы тарификации коммерческих ставок, которые необходимо согласовывать операторам проекта.
При участии и по инициативе дирекции АНО «Евразийская Агрологистика» подписан ряд соглашений и меморандумов о взаимодействии и сотрудничестве. Так, подписаны соглашения с казахстанскими и азербайджанскими железными дорогами, подписан ряд Межправительственных соглашений между железными дорогами Туркмении и России, а также между операторскими компаниями, которые участвуют в этом проекте.
ООО «РЖД Логистика» – уполномоченный оператор Российских железных дорог по проекту «Евразийский Агроэкспресс» в настоящее время проводит консолидацию грузовой базы для выведения этих сервисов в регулярный режим, чтобы каждый грузоотправитель мог получить этот сервис в необходимом качестве и количестве.
К коридору «Север-Юг» активно подключаются и страны Центральной Азии. Работа с ними проходит также в рамках управляющей дирекции «Евразийская Агрологистика», в первую очередь – это Узбекистан и Киргизия. Таджикистан, который не входит в Евразийский Союз и не является страной-наблюдателем, тем не менее выразил большую заинтересованность в проекте «Евразийский Агроэкспресс».
На стадии активного обсуждения сейчас находится проект строительства новой железной дороги из Китая через Киргизию и, через Пакистан, Афганистан, Узбекистан, на коридор «Север-Юг». Эта интеграция придаст проекту новую силу и новый формат.
Для быстрого и бесшовного следования грузов необходима организация зелёных таможенных, ветеринарных и фитосанитарных коридоров для продовольственной продукции, что обеспечивает быстроту доставки груза, качество продовольствия и продовольственную безопасность. Необходимо создавать единый документ по всему маршруту, единый тариф, единого оператора.
Ключевым вопросом, который на протяжении всех прошедших лет работы коридора «Север-Юг» стоит перед бизнес-участниками и грузоотправителями, это отсутствие части железнодорожной ветки на территории Ирана от Решта до Астары. Отсутствие этих 164 км железных дорог препятствует прямому сообщению и вызывает необходимость перетаривать контейнеры с одного вида транспорта на другой, что негативно сказывается на скорости движения и стоимости перевозки.
Сейчас этот вопрос находится в активной фазе переговоров, и возможно скоро будут приняты решения о финансировании проекта и сроках его реализации.
В рамках проекта «Евразийский Агроэкспресс» запланировано строительство сети оптово-распределительных центров и агрохабов, где предполагается консолидировать сельскохозяйственную и продовольственную продукцию для последующих экспортных отправок, либо для приёма импортных продовольственных товаров для последующего распределения по России и странам ЕАЭС.
Меморандумы о сотрудничестве таких агрохабов подписали республики Татарстан и Башкортостан. В этих республиках уже идёт переговорный процесс о проектировании таких распределительных центров, оцениваются объёмы переработки продовольствнных грузов.
С целью масштабирования проекта «Евразийский Агроэкспресс» в рамках коридора «Север-Юг» дирекция АНО «Евразийская Агрологистика» ведёт переговоры с бизнес-компаниями Ирана о формировании таких агрохабов на трансграничных территориях между Ираном и Азербайджаном, Ираном и Туркменией для консолидации свежей плодоовощной продукции и дальнейших поставок уже в Иран через Азербайджан, Казахстан, Туркмению и других стран-участниц проекта.
Проектируемые агрохабы предусматривают и предпродажную подготовку, сортировку, и упаковку продукции для последующих поставок в третьи страны – в Китай, Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии, которые заинтересованы в экологически чистой и свежей плодоовощной продукции.